тут:

Карта педагогического наблюдения

Карта педагогического наблюдения заполняется воспитателями приюта в момент поступления детей

Ситуации выбора
Дневник/карта педагогического наблюдения
Приложение
Педагогическое наблюдение - это давно себя зарекомендовавший, но, увы, забываемый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. Но, несмотря на это, именно он является основным в системе организации воспитания школьников и планирования работы классного руководителя. Ценность метода педагогического наблюдения
Анкеты, тесты, опросники очень популярны в современной школе. Но все эти методы имеют смысл только вместе с педагогическим наблюдением. Тем более что последнее по сравнению с другими методами обладает рядом преимуществ.
Во-первых, ребенок, как известно, развивается с гораздо большей интенсивностью, чем взрослые. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому сложно вести изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь здесь и сейчас, не отражающих в должной мере динамику личностного развития школьников. В этом отношении метод наблюдения, дающий нам текущую и постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка, в большей мере отвечает особенностям развития школьников.
В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Готов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной...
Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта ре
Во-вторых, работающий с детьми педагог — классный руководитель, педагог дополнительного образования или учитель-предметник — непосредственно включен в повседневную школьную жизнь тех детей, которых он наблюдает. Он, таким образом, осуществляет включенное наблюдение и в отличие от опросников замечает кажущиеся незначительными факты, которые могут быть признаками важных внутренних процессов личности школьника.

Педагогическое наблюдение— метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного

В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Го- тов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной...
Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта реальность предстает перед ним не только как объективно существующий предметный мир, но и как мир знаков, воспринимаемых им исходя из собственного субъективного опыта, собственных знаний, собственных ценностей. Так, для одних детей увиденный в лесу мусор — это знак того, что необходимо его убрать, а для других — прямой указатель на то, что рядом можно бросать свой собственный мусор. У одних ЕГЭ вызывает коннотации испытания, в котором они должны продемонстрировать свои знания, показать свой уровень подготовки, показать себя. У других же ЕГЭ вызывает коннотации пытки, в которой (в целях скорейшего избавления) можно прибегнуть к жульничеству, к поиску правильных ответов через мобильник и интернет. Ситуации выбора
В этой связи педагогу важно уделять особое внимание наблюдению за поведением ребенка в различных ситуациях, которые побуждают его демонстрировать свою интерпретацию явлений окружающего мира, а следовательно, свои отношения к миру, к другим людям, к себе самому, побуждают его делать выбор. В таких ситуациях выбора ребенок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать... В основе этого выбора лежат не соображения удобства, как это может показаться на первый взгляд, не ограничения или опасности. Глубинное основание выбора — это ценности, которые разделяет ребенок. Следовательно, наблюдение за поведением ребенка в сложных, неоднозначных ситуациях выбора может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например

Некоторые из таких ситуаций блестяще описаны Н.Л. Селивановой.
Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время случающихся конфликтов — друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?
Ситуация новичка. Как встречают ребята вашего класса новенького? Заботятся ли о нем, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные проверки? Как вообще принимают другого человека?
Ситуация соотнесения. Как ведут себя ваши школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда им приходится сравнивать себя (свой класс) с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?
Ситуация успеха. Как переживают ваши школьники свои (своего класса) успехи и неудачи? В чем видят их причины? Умеют ли пройти испытание медными трубами?
Кроме ситуаций, перечисленных выше, важную роль в процессе педагогического наблюдения могут сыграть и другие подобные обстоятельства.
Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие организуемые педагогами или стихийно возникающие ситуации столкновения мнений позволят лучше увидеть своих воспитанников, понять их точку зрения по вызвавшей споры проблеме, их отношение к иным точкам зрения, к людям, их высказывающим.
Ситуация игры. Поведение ребенка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока. А значит, даже в игровом поведении воспитанников можно разглядеть их личности. Дневник/карта педагогического наблюдения
Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно и специально создавать.
Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать специальную «Карту наблюдений» ( Приложение).
Карта педагогических наблюдений - это таблица, состоящая из четырех колонок.
Колонка первая: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста школьников, которые педагог собирается наблюдать.
Колонка вторая: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы - своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за воспитанниками, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Колонка третья: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников.
Колонка четвертая: выводы. Колонка заполняется по итогам
двухлетнего цикла наблюдений. Это, в первую очередь, выводы о тех проблемах личностного роста школьников, над которыми предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, нужно обращать внимание на следующее:
удовлетворены ли вы характером и объемом тех социально значимых знаний, которые наблюдаете у школьников вашего класса, достаточен ли он для детей этого возраста;
удовлетворены ли вы характером отношения класса и отдельных школьников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в классе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет склонность меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся школьники?);
какова общая динамика развития личности воспитанников за последние два года;
каковы наиболее острые, на ваш взгляд, проблемы, над которыми предстоит работать в дальнейшем.
Результаты наблюдения помогут сделать общий вывод о воспитании, социализации и саморазвитии школьников, выделить наиболее проблемные аспекты их воспитанности, увидеть масштабы каждой проблемы в пределах класса и школы в целом. Педагог по итогам наблюдения сможет грамотнее распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания, а также качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу. Он сможет воспитывать не «вообще», а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса вопросах воспитания, регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам.
Приложение. Пример дневника (карты) педагогического наблюдения.
Пред


Городской практический семинар «Особенности адаптации современных первоклассников» Карта педагогического наблюдения.


Помогать адаптироваться, обучаться и развиваться Карты педагогического наблюдения и дают педагогу возможность решать ряд задачПо вашему запросу найдено бланк карта наблюдения психолого педагогическая характеристика м р битяновой.

Карта динамического наблюдения за состоянием письма. Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом сопровождения учащегося.


К достоинствам метода наблюдения относятся: - наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамикеБ) методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое

Карта педагогического наблюдения и анализа учебно-тренировочного занятия. Читайте также


Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности - игреПоложение регламентирует порядок грамотного оформления и ведения дневников педагогических наблюдений за учащимися школы 1.3.

Дневник/карта педагогического наблюдения Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно и специально создавать.


(с использованием различных схем и экспертных карт, представленных в Приложении)- провести наблюдение за детьми и составить психолого-педагогическуюИндивидуальная карта психолого-педагогического статуса Индивидуальная карта После заполнения карты наблюдения проведите количественное.

Карты педагогического наблюдения И дают педш огу возможность решать ряд задач лич постно-ориентирован ною обучения.


Чтобы повысить эффективность этого метода, часто используются различные карты В педагогической психологии в основном используется невключенное наблюдениенаблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно) Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического

детей дошкольного возраста предлагается данная «Карта психолого-педагогического Наблюдение проводится ежедневно в течение месяца педагогами групп.


Тип работы: реферат Методика проведения педагогических наблюдений. Разработка схемы наблюдений и её реализация.Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического Педагогическое наблюдение. 1.Сформированность учебных навыков.

Заполнение «Карты динамического наблюдения» на различных этапах развития Система психолого-педагогических действий, направленных на преодоление или


Карта наблюдения за ребенком в процессе психологического обследования. Ф.и.о. ребенкаКарта педагогических наблюдений - это таблица, состоящая из четырех колонок. Колонка первая: предмет наблюдения.

Методика ведения педагогических наблюдений Для чего? Повествовательные или дневниковые заметки Дневниковые записи ребенка Карта наблюдения Нормативные


Формы записи педагогических наблюдений и другие способы сбора или дневниковые заметки Дневниковые записи ребенка Карта наблюдения.«Методика ведения педагогических наблюдений» – кандидат педагогических наук Лидия Васильевна Свирская Содержание Почему мы выбрали эту тему Как можно

Способы фиксации зависят от характера наблюдений и от педагогических целей. Карта наблюдения за ребенком в период адаптации.


Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие. Карта наблюдения.Карта сайта. Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь


3. Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника) 4. Лист наблюдений за формированием УУД 5ПОЛОЖЕНИЕ о дневниках педагогических наблюдений за обучающимися (воспитанниками) школы-интерната.

Карта сайта | Обо мне. Пример практического применения метода наблюдения в педагогическом исследовании.


(карта наблюдения Стотта)- - Метод педагогического наблюдения- - Анкетирование родителей- - Тест контроля в общении»- - Метод педагогического наблюденияКарта сайта. Генетика. Государственно-правовые. Карта сайта. Рефераты. Педагогическое наблюдение как метод научных исследований.

Карта наблюдений за деятельностью педагога. Карта наблюдений педагогического процесса Ф. И. О


Психолого-педагогическая карта школьника (ППКШ). Схема наблюдения Анкета для родителей. 1.2. Развитие мышления.М, 2004г.Вопросы к анализу деятельности детей в ДОУ-анализ наблюдения (стр. 32- 33)Самооценка профессиональных навыков воспитания и карта педагогического

карта педагогического наблюдения. 29 Июль 2014 / Школьное. Карта наблюдения.


Психолого-педагогическая карта учащегося (для составления Карта наблюдений за трудным подростком Дата: 14 Ноября 2010 Размер файла: 6 Кб Тип файла:Rar.«Педагогические наблюдения». «Сильные и проблемные стороны развития ребёнка». Карта группы. 8 апреля 2010

Свирская, Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений / Л.В. Свирская. Карта наблюдения.


Педагогические советы. Сетка занятий. Консультативный пункт ДОУ. Дорожная карта внедрения ФГОС ДО.Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети, нуждающиеся в социально-педагогической поддержке. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

№ Содержание наблюдений Не наблюдается Иногда Часто. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ. 5 Отношения к труду, профессиональная ориентация.


карта педагогического наблюдения в доукарта психолого педагогического наблюдения

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее