тут:

Карта наблюдения за деятельностью воспитателя

воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности.

Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже опытные учителя не всегда владеют методикой и техникой научного наблюдения на достаточно высоком уровне, что отражается на качестве коррекционно-воспитательного процесса. В статье приведены наиболее интересные разработки, касающиеся этого аспекта подготовки специалистов- дефектологов.
Поисковики могут оказать влияние на результаты выборов
Психологи из Американского института поведенческих исследований и технологий (American Institute for Behavioral Research and Technology) обнаружили, что манипуляции с порядком выдачи сайтов о кандидатах на те или иные должности во время выборов способны склонить от 12 до 80 процентов неопределившихся избирателей на сторону какого-либо кандидата. При этом даже если люди понимают, что их мнением манипулируют, они не только не меняют своего решения, а еще больше укрепляются в нем. Читать полностью
Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессионального обучения Корчагина Мария Викторовна
Повышение профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития Дудко Ольга Борисовна
ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА Корженевич Татьяна Львовна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА Золоткова Евгения Вячеславовна
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Рябова Наталья Владимировна, Гамаюнова Антонина Николаевна
УДК 159.9.G7
О. Е. Шаповалова
МЕТОД НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА
Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже опытные учителя не всегда владеют методикой и техникой научного наблюдения на достаточно высоком уровне, что отражается на качестве коррекционно-воспитательного процесса. В статье приведены наиболее интересные разработки, касающиеся этого аспекта подготовки специалистов-дефектологов.
Ключевые слова: научное наблюдение, особенности метода, школьники с нарушением интеллекта, педагог дефектолог, профессиональная деятельность.

Наблюдение за деятельностью специалистов проводится воспитателем группы и заведующей. График наблюдений составляется предварительно при общем обсуждении.

The method of scientific observation in the professional work of a teacher working with children having mental and physical defects. OLGA Е. SHAPOVALOVA (Far-Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).
The article generalises the experimental testing of the method of scientific observation employed when training the qualified teachers working with children having mental and physical defects. It substantiates the validity of the method in the professional activities of the teachers. The article contains the best developments concerning the instruction of the specialists of the field.
Key words: scientific observation, features of a method, schoolchildren with intelligence infringement, the teacher working with children having mental and physical defects, professional work.
Согласно требованиям квалификационной характеристики, профессиональные обязанности дефектолога включают и обеспечение воспитательно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении, и определенные меры, способствующие формированию общей культуры личности учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также их адаптации и психологической реабилитации. При этом учителю-олигофренопедагогу необходимо проявлять заботу о сохранности физического и психического здоровья школьников, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение их развития в образовательном процессе и благоприятный психологический климат в школе.
Все это подчеркивает необходимость качественной подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений, которая предполагает и успешное выполнение утвержденного образовательного стандарта, и формирование устойчивой мотивации, и развитие в структуре личности профессионально значимых качеств, составляющих основу самоопределения и способствующих реализации психолого-педа;
гогического сопровождения развития детей с нарушением интеллекта.
Состав учащихся школы восьмого вида (коррекционная общеобразовательная школа) в основном представлен детьми с легкими формами умственной отсталости, для которых характерно стойко выраженное снижение преимущественно познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга. Наряду с познавательными процессами у них страдают и другие высшие психические функции. Но в целом, как считают исследователи Л.С. Выготский, Т. А. Власова, С. Д. За-брамная, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др., при создании благоприятных условий обучения и воспитания они достаточно перспективны в плане развития и располагают возможностями к социально-трудовой адаптации. Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, специалисту (учителю, воспитателю, психологу) следует своевременно решать вопросы, связанные с выявлением особенностей актуального состояния и перспектив дальнейшего развития и каж-

наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал).- вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах- наблюдать за деятельностью воспитателя

ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан).
E-mail: [email protected] © Шаповалова О.Е., 2010
дого конкретного ребенка, и ученического коллектива в целом.
Пристального внимания требуют не только присущие детям психические нарушения, которые делают психолого-педагогическое сопровождение необходимым условием реализации позитивного прогноза развития личности таких учащихся. Не менее детально должны изучаться и сильные, сохранные качества психики, составляющие основу коррекционно-воспитательного процесса. Все эти сведения не могут быть получены, если специалист не владеет методом научного, исследовательского наблюдения.
Профессиональные обязанности учителя, воспитателя как в массовой, так и в коррекционной школе предполагают повседневное взаимодействие с детьми. При этом педагог не только занимается организацией образовательного процесса, но и наблюдает особенности их поведения, проявления внимания, эмоциональные реакции и другие психические функции. Но, как отмечают специалисты, такое наблюдение не является целенаправленным, оно поверхностно и лишь случайно может привести к ценным педагогическим выводам. В отличие от обычного, пассивного, научное наблюдение как метод психолого-педагогического изучения предполагает четкую постановку цели, выбор объектов и ситуаций, рациональную систему фиксации и обработки результатов.
Научное наблюдение бывает поисковым или исследовательским. Поисковое наблюдение применяется при определении проблем, требующих психолого-пе-дагогического вмешательства. Эти проблемы могут быть связаны с развитием ребенка, с его поведением или взаимодействием с окружающими людьми. Соответственно, при поисковом наблюдении совокупность изучаемых признаков определяется более или менее приблизительно и может меняться по ходу работы: добавляются новые единицы наблюдения, уточняются и конкретизируются его задачи. В процессе исследовательского наблюдения изучаются строго определенные признаки, имеющие непосредственное отношение к проблемам психолого-педагогического сопровождения развития учащихся.
Во время бесед учителя и воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьмого вида г. Биробиджана и ЕАО практически все выражают уверенность в том, что в совершенстве владеют методом наблюдения и регулярно используют его в своей профессиональной деятельности.
При определении вопросов, требующих рассмотрения на совместных научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, или на курсах повышения педагогической квалификации, метод наблюдения обычно не затрагивается. Более того, ненавязчивое предложение консультативно-методической помощи по организации психолого-педагогическо-го наблюдения, систематизации и анализу его результатов нередко рассматривается педагогами практиками
как проявление неуважения к их профессиональной компетентности. Форма ответа на такие предложения всегда вежливая, но их смысл сводится к тому, что уж как за детьми наблюдать, они хорошо знают и не следует их учить.
В то же время длительное научно-практическое сотрудничество кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии со специальными образовательными учреждениями показывает, что обобщение результатов наблюдений учителей и воспитателей по тому или иному вопросу - достаточно сложная задача. Определенные трудности связаны уже с получением таких результатов. Вместо единиц наблюдения (доступных непосредственному восприятию фактов) педагоги обычно приводят общие замечания, отвлеченные рассуждения, предположения, личные впечатления и даже положения, выдвинутые и доказанные ведущими специалистами.
Не находит позитивного отклика и предложение использовать схемы (дневники наблюдений) ведущих отечественных специалистов или разработки, выполненные на кафедре, для того чтобы по возможности более полно и объективно фиксировать изучаемую реальность в соответствии с поставленными задачами. Ссылаясь на загруженность, недостаток времени, а также на профессиональную способность удерживать в памяти необходимую информацию, большинство учителей выражает тем самым пренебрежение к научному исследовательскому наблюдению, проявляя невысокий уровень владения одним из основных методов психо-лого-педагогического изучения. А это закономерно отражается на качестве коррекционно-образовательного процесса и ограничивает возможности психолого-пе-дагогического сопровождения развития детей.
Так, в текущем учебном году в р


Поэтому одной из задач старшего воспитателя при организации эпизодических наблюдений за деятельностью педагогов детского сада – это научить педагога проведению самоанализа.


Тип работы: отчет по практике Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя.Методами сбора информации являются метод наблюдения (за режимными моментами, деятельностью воспитателя, поведением детей на занятии, свободной деятельности), анализ документации (планов воспитательно

Чтобы успешно провести наблюдение и правильно оценить деятельность воспитателя, необходимо заранее определить цель посещения группы и круг тех вопросов, яна которые следует обратить внимание.


С его помощью воспитатель ведет подготовку к реализации образовательной программы Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое наблюдение за поведениемНаблюдение за деятельностью педагога и детей является основным методом контроля. В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются приемы и методы работы воспитателя, реакция детей, ведется хронометраж.

Анализ работы воспитателя: описание профессиональной педагогической деятельности. Пояснительная записка: Здесь представлены материалы аналитической деятельности воспитателя детского дома.


Ведущее место отводится непосредственному наблюдению, т. е. контролю за воспитательно-образовательной работой с детьми. Это всегда целенаправленный процесс.Диагностическая деятельность педагога. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической К примеру, существуют сведения об опыте прежних учителей и воспитателей, указания родителей, биографические

Протокол наблюдения за работой воспитателя и помощника воспитателя. Режимный. процесс Время Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей. Утренний.


Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности. При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал) .- вопросы дляв соответствии с проф. стандартом педагога воспитатель должен уметь организовывать виды деятельности, осуществляемые в С целью отслеживания результатов были созданы карты наблюдений за деятельностью педагога .

Деятельность педагога при подготовке и проведении занятия. План занятия наблюдение за деятельностью педагога и детей- - собеседование с воспитателем- - изучение и анализ документации


Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).Наблюдение и анализ педагогической деятельности воспитателя, характера взаимодействия воспитателя с детьми, особенности общения (1 и 2 половина дня).

Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной Результаты контроля представлены в картах наблюдений за деятельностью педагогов.


2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. объективность – на непосредственном наблюдении и изучении результатов педагогической деятельности (в выводах дается3.В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя необходимо выявить: особенности характера, поведения, привычки детей в группе, составить «психологический портрет» ребёнка 4.Подготовить дневник по практике.

В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения. Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей- аудио-, кино-, и видеозаписи.


Задание 3. Изучение специфики труда воспитателя. Проведя наблюдение за работой воспитателя в первую и вторую половину дня, был составлен хронометраж его деятельности, который отражен в таблице.Метод получения информации: наблюдение за деятельностью педагога. Наблюдения воспитателя за детьми. Педагогическая техника в деятельности воспитателя.

г. Кстово Нижегородская область Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности.


Помимо наблюдений деятельности педагога, используются беседы с воспитателем по выявлению знания Программы, методики работы по изучаемой проблеме, умению видеть перспективы в своей работе со всей группой и с каждым ребёнком.25 июня 2013Изучить умение воспитателя верно оценивать деятельность, поведение и поступки детей (педагогическая оценка деятельности и поведения детей). • 122 2. Наблюдение за деятельностью педагога-психолога по оказанию психологической помощи детям

Анализ практической деятельности. Наблюдение работы воспитателя в первой половине дня. Какие виды деятельности организует воспитатель? (игры, наблюдение, руд, развлечения, гимнастические упражнения).


цель. Итог наблюдения. Подпись. ответственный. педагог. Похожие Расписание сессии заочного обучения Пр. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста.Сделать выводы о стиле педагогического общения воспитателя с детьми можно, используя «Показатели стиля поведения педагога» (по Е. А. Панько), тест-опросник «Стиль педагогического общения», а также проводя наблюдения за деятельностью

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее