тут:

Регулирование сбалансированности бюджетов

Международный опыт регулирования бюджетной сбалансированности. Статистика государственного бюджета отдельной страны

Введение
Глава 1. Методологические основы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации
1.1. Необходимость и особенности обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации
1.2. Концептуальные подходы к оценке качества сбалансированности бюджетов субъектов федерации
1.3. Методы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации
Глава 2. Анализ современных подходов к обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
2.1. Правовое регулирование сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
2.2. Анализ механизма обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
2.3. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
Глава 3. Пути повышения качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации
3.1. Модели обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации
3.2. Направления повышения эффективности управления бюджетами субъектов Российской Федерации 144 Заключение 163 Список использованной литературы 171 Приложения
Актуальность темы исследования. Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без обеспечения сбалансированного развития субъектов Российской Федерации, особенно учитывая наблюдаемую в последнее время регионализацию экономических, социальных и политических процессов. В связи с расширением границ самостоятельности субъектов Российской Федерации1 значительно возрастает их роль в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем.
Тенденции регионального развития современной России заключаются в расширении круга задач, решаемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что в условиях высокого уровня дифференциации их социально-экономического развития ведет к существенным различиям в объеме и качестве государственных и муниципальных услуг в различных публично-правовых образованиях. В то же время согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и других обстоятельств.
Однако существующие условия социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации обусловливают низкий уровень их бюджетной обеспеченности, что в совокупности с несовершенством бюджетного и налогового законодательства препятствует эффективному решению задач, стоящих перед региональными органами государственной власти. При этом сложившаяся в Российской Федерации нормативно-правовая и методическая база не позволяет в полной мере обеспечить решение проблем сбалансированности бюджетов субъектов федерации в долгосрочном периоде.

В статье проанализированы основные механизмы обеспечения сбалансированности местных бюджетов. Авторами выявлены инструменты межбюджетного регулирования

Одним из главных недостатков сложившегося механизма обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации является
1 В т.ч. политической: принят Федеральный закон от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается непосредственно гражданами из числа кандидатов, поддержанных главами и депутатами муниципальных образований. отсутствие методологической основы для выбора эффективных методов и инструментов управления бюджетным дефицитом, критериев объективной оценки состояния бюджетов субъектов федерации и оценки качества их сбалансированности.
В этой связи вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе установления оптимального соотношения между доходами и расходами бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия их дефицита, в настоящее время являются весьма актуальными.
Степень разработанности проблемы. Проблемы обеспечения сбалансированности бюджетов в течение длительного периода времени являются предметом научных исследований. Методологические аспекты проблемы сбалансированности бюджетов рассматривались в работах зарубежных (Дж. М. Кейнс, Р.У. Рефьюз, П. Самуэльсон, А. Смит, Дж.Ю. Стиглиц, М. Фридмен, X. Циммерман и др.) и отечественных (С.Ю. Витте, В.Н. Коковцов, Г.В. Курляндская, И.В. Подпорина, Г.Б. Поляк, Л.И. Пронина, В.Б. Христенко и др.) экономистов.
Исследованию отдельных аспектов сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации посвящены труды таких отечественных ученых и практиков, как О.Г. Бежаев, A.M. Годин, В.П. Горегляд, O.A. Гришанова, Е.Т. Гурвич, А.Г. Игудин, В.В. Климанов, A.M. Лавров, И.В. Подпорина, В.М. Родионова, М.В. Романовский, А.Г. Силуанов, Р.Г. Сомоев и др. Следует отметить, что в работах указанных авторов основное внимание уделено вопросам бюджетного федерализма и межбюджетным отношениям. Вместе с тем теоретические и практические проблемы сбалансированности бюджетов выходят за рамки вопросов межбюджетных отношений и требуют более детального исследования с учетом требований эффективного и ответственного управления общественными финансами и дифференциации уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В первой главе рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблемы сбалансированности бюджета, а также правового регулирования функционирования

В современных условиях существует необходимость разработки научно-обоснованных моделей обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации, основанных на рациональном управлении доходами и расходами бюджетов субъектов федерации при одновременном четком определении ответственности региональных органов государственной власти в рамках бюджетного процесса. Особого внимания заслуживают вопросы определения понятия качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и подходов к его оценке, которые слабо разработаны и поэтому практически не применяются, что снижает устойчивость бюджетной системы страны.
Необходимость проведения системного исследования вопросов обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, направленного на разработку современных моделей и алгоритмов обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, определяет постановку его цели и задач.
Цель диссертации состоит в развитии методологии обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации, что имеет существенное значение для развития теории управления бюджетом и повышения эффективности межбюджетных отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- разработать методологические подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов федерации в условиях макроэкономической нестабильности и высокой степени зависимости субъектов федерации от федеральной бюджетно-налоговой политики;
- разработать модели обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации с определением методов и алгоритмов их реализации в рамках ответственной бюджетной политики;
- сформулировать концептуальные подходы к определению понятия « качество сбалансированности бюджетов субъектов федерации» и методику оценки качества сбалансированности региональных бюджетов;
- разработать комплекс мер по повышению качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и совершенствованию системы оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются бюджеты субъектов федерации.
Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые аспекты сбалансированности бюджетов субъектов федерации.
Методологические и теоретические основы исследования. Методология диссертационной работы основана на принципах диалектического подхода, общих методах научного познания: методах эмпирического исследования (сравнение, сбор и изучение данных), статистического исследования, синтеза теоретического и практического материала, принципах формальной логики. При обработке и систематизации информации применялись методы группировок, классификации, системный подход. Анализ фактического материала представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области государственных финансов, организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, управления бюджетами субъектов Российской Федерации. В работе использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию бюджетных отношений, управление бюджетами субъектов Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет.
Информационно-статистическую базу диссертации составили данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, материалы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации.
2 В российской практике к финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета можно отнести межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) и бюджетные кредиты.
Диссертация выполнена в соответствии с пунктами 2.7 и 2.8 Паспорта специальности 08.00.10 - « Финансы, денежное обращение и кредит» (экономические науки).
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании методологии обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации. Новыми являются следующие научные результаты:
1) Разработаны модели обеспечения сбалансированности для бюджетов субъектов федерации с первичным дефицитом и профицитом, предложены и проранжированы меры по устранению несбалансированности в зависимости от ее продолжительности (однократная, постоянная), включающие предложения по управлению доходами и расходами региональных бюджетов, проведению долговой политики, использованию бюджетных резервов и предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. Это позволило разработать алгоритм действий для органов государственной власти субъектов федерации при с


государственной власти ее субъектов осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что


alt="В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.">- оперативную — сбалансированность при исполнении бюджета Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее