тут:

Методика исследования наблюдение

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике
приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации, целей и задач конкретного исследования.
В зависимости от аспекта рассмотрения М. и, в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы др. наук- констатирующие и преобразующие- эмпирические и теоретические- качественные и количественные- частные и общие- содержательные и формальные- методы сбора эмпирич. данных, проверки и опровержения гипотез и теории- методы описания, объяснения и прогноза- спец. методы, используемые в отд. пед. науках- методы обработки результатов исследования.
Для выбора методов на каждом этапе пед. исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе иссл. процедур. Так, эмпирич. М. и, создают фундамент для дальнейшего познания путём наблюдений, бесед, экспериментов и т. п.
Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом след, требованиями: применять методы сравнительно-ист. анализа, позволяющие выявить эволюцию изучения проблемы и прогнозировать её дальнейшее исследование- использовать такое сочетание методов, к-рое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или др. объекта обучения (воспитания).
Применяемые методы исследования должны обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной пед. проблемы, улавливать динамику развития определённых качеств как в возрастном плане, так и в к.-л. промежуток времени, в течение к-рого проводится эксперимент, и предполагать смену способов пед. влияний с учётом изменения объекта обучения (воспитания), позволять анализировать не только ход уч.-воспитат. процесса, соч., его результаты, но и условия, в к-рых он функционирует.
Для получения информации о типичности тех или иных пед. явлений целесообразно использовать метод анкетирования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из др. источников — анализа документов, интервью, наблюдений и пр.
Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоят. метод сбора психолого-пед. информации — в обследованиях малых выборок (см. Беседа).

Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ.

Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях пед. исследования для предварит. знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Различают письменные, статистич., иконографич. (кино- и фотодокументы, грампластинки), технические (чертежи, поделки, техн. творчество) и др. материалы.
Источником фактич. материала для пед. исследования служат текущая документация школ и др. учреждений образования, контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения, рисунки и поделки детей, протоколы пед. советов и т. п.
Необходимо определить достоверность и адекватность док-тов, соответствие их изучаемой проблеме, знать методы, к-рыми были получены фиксированные в док-тах данные, круг док-тов и их сравнит, ценность для исследования, предпочтения общественным или личным, целевым или естественным, первичным или вторичным док-там.
Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый пед. опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицат. опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.
M. H. Скаткин выделяет два вида передового опыта — пед. мастерство и новаторство. Пед. мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод. находки, новое содержание.
Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдений, бесед, опросов, изучения док-тов. Далее проводятся классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следств. связей, механизма взаимодействия разл. сторон уч. процесса, выявление внутр. закономерностей достижения успеха в обучении (воспитании). От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности учителя-новатора.
Критериями передового пед. опыта могут быть (В. И. Загвязинский) новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие совр. достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения др. педагогами, оптимальность опыта в целостном пед. процессе.
Внедрение передового пед. опыта в практику происходит через базовые и эксперим. школы, шефство педагогов-мастеров, а также путём его изучения и обобщения.

В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо общепринятой классификации видов педагогических наблюдений.

Одним из наиб. распространённых методов пед. исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определённую пед. концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естеств. функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в пед. практике.
В результате наблюдения формулируются гипотезы, к-рые проверяются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в теорию, объясняющую пед. явления. Наблюдения имеют определённую цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов. Этапы подготовки и проведения наблюдения включают: выбор объекта- постановку целей и задач- составление плана- подготовку необходимых документов и оборудования- сбор данных- оформление и анализ результатов, теоретич. и практич. выводов.
Различают: полевые наблюдения (в естеств. условиях) и лабораторные- формализованные (проводятся по жёсткой программе) и неформализованные- включённые и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения- по объёму: сплошные и выборочные- по способу получения: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные)- в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач.
Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого кол-ва явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению нек-рых явлений и процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными др. методами.
Научно — педагогическая экспедиция как метод пед. исследования позволяет получить сведения для изучения уч.-воспитат. работы на местах, в условиях, максимально приближенных к реальности, собрать большой и разносторонний материал в ходе самого исследования за короткий срок, оказывать помощь учителю, активно воздействовать на шк. практику.
Как правило, в пед. экспедиции участвуют специалисты разного профиля (щко-ловеды, дидакты, методисты), что даёт возможность для всестороннего и целостного изучения уч.-воспитат. процесса.
Комплексным методом пед. исследования является эксперимент, позволяющий получить новые знания о причинно-следств. отношениях между пед. факторами, условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одним или неск. переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.
Метод экспертных оценок — комплекс логич. и матем. процедур — направлен на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качеств, или количеств, оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений.
С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных пед. процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками- прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с вне н. средой- определение и ранжирование по заданному критерию наиб. существенных фактор зв, влияющих на функционирование и развитие системы- оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов. Осн. этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы- подбор экспертов- проведение опроса экспертов- анализ и обработка полученных результатов.
Важнейший этап — опрос. экспертов: индивидуальный или групповой, личный (очный) или заочный, устный или письменный. Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путём анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определённые требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, науч. объективность, аналитичность, широта, конструктивность мышления и др. Параллельно полезно применять метод самооценки учителями тех же сторон своей деятельности. В ходе анализа полученной информации можно использовать и метод ранговых оценок, когда выявленные факторы располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления.
Разновидностью метода экспертных оценок является «пед. консилиум» (Ю. К. Бабанский), предполагающий коч-лективное обсуждение результатов изучения воспитанности


Наблюдение как метод исследования в психологии. Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений


Методики наблюдения в схемах других методов Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании Психологическоеметоды эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент)- методы теоретического исследования (абстрагирование

Наблюдение как метод исследований в области маркетинга. Основным методом при проведении маркетинговых исследований является метод наблюдений


Основные характеристики. Наблюдение как метод исследования – это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использованияПо методике проведения наблюдения, месту наблюдателя в процессе исследования наблюдения делятся на два основных класса

Полное участие применяется, как правило, в монографических исследованиях, ибо такая методика наблюдения по природе своей исключает массовость


К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение Широко используются также шкалирование и социометрические методикиМетоды исследования - наблюдение. Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения.


Пример использования методики временных промежутков дают исследования Используется метод наблюдения при исследовании поведения индивидов и групп вс логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением

Требования к наблюдению как методу исследования. В методике проведения социально-педагогических исследований могут использоваться различные виды


Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность Наблюдение (обсервационные методы)— универсальный метод многих наукДля проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное Наблюдение как методика (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу

Наблюдение как метод исследования. Наблюдение, т.е. изучение объекта в реальных, неизменяемых исследователем условиях


Тема: наблюдение как метод исследования окружающего Мира Младшими школьниками.К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент. При использовании в методике наблюдений все более современных

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее