тут:

Сенситивные и критические периоды развития

2. От 0 до 5,5 лет – период сенсорного развития. 3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, гой или иной способности человека. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов. 1. От 1 месяца до 3–4 лет – период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение.

3. От 0 до 6 лет – период развития речи. В этот период каждый ребенок – «великий филолог», скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5–6 годам ребенок начинает осваивать письменную речь (чтение и письмо). 4. От 10 месяцев до 2,5 лет – период интереса к мелким предметам.

Ребенок начинает идентифицировать и осознавать себя, уменьшается его зависимость от взрослого, появляется интерес к другим детям, групповым формам поведения, к отношениям со взрослыми и сверстниками.

Ребенок «примеряет» на себя различные роли, что ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и интенсивному впитыванию культуры социального окружения. Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных переломных скачков. Это приводит к рассогласованности между социальными требованиями и функциональными возможностями организма, может проявляться «трудным» поведением и отклонениями в здоровье.

Словарь под общей ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда возникает принципиальная возможность функциональ­ной диагностики развития детей, т. е. определение индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития.

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления. Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное.

Сенситивные и критические периоды развития

В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. Выход из данной ситуации выглядит естественным — с указанного возраста и примерно до 2 — 2.5 лет происходит лавинообразное нара­стание словаря ребенка.

Обучение и сензитивные периоды развития психики ребенка

Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе «воспитания». Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы­ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом — в следующем разделе).

Сензитивный период восприятия порядка. Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори. Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает.

Но у нас была семья, профессияи проч., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2.5-лет­него ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. В соотношении между предметами. В этом возрасте бессмысленно требо­вать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще фор­мирует собственный образ порядка.

Осознать собственный ритм дня — это значит запустить ход «внут­ренних часов»- прочувствовать, что существует великий закон вре­мени, который важнее субъективных желаний и капризов.

Смотреть что такое «Сенситивный период» в других словарях:

Например, по­следовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребе­нок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно, если что-то придумывается заново.

Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность- в идеале — образовывать поведенческий алгоритм.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее