тут:

Методы наблюдения и анкетирования

Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования. Классификация наблюдения производится по различны основаниям.

Урок 2. Методы психологии
Если мы хотим применять знания психологии в своей жизни, нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.
Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.
В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии:
Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.
Наблюдение
Эксперимент
Самонаблюдение
Психологическое тестирование
Биографический метод
Опрос
Беседа
Проверочный тест
Практическая (или прикладная) психология направлена работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.
Внушение
Подкрепление
Психологическая консультация
1 Часть первая. Методы фундаментальной психологии
Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Б) методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.
ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.
Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.
Итак, методы теоретической психологии. Наблюдение
В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.
Существует несколько видов наблюдения:
Полевое – в обычной жизни;
Лабораторное – в особых условиях;
Опосредованное;
Непосредственное;
Включенное;
Невключенное;
Прямое;
Косвенное;
Сплошное;
Выборочное;
Систематическое;
Несистематическое.
Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:
Невозможность или сложность повторного наблюдения;
Эмоциональная окрашенность наблюдения;
Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.
Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными

Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.
То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида. Как проводится наблюдение?
Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:
Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.
Наблюдение состоит из нескольких этапов:
Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
Определение способа наблюдения;
Выбор способа регистрации данных;
Создание плана;
Выбор способа обработки результатов;
Наблюдение;
Обработка полученных данных и их интерпретация.
Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:
Наблюдатель не влияет на процесс;
Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.
Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:
Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.
Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.
ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе - без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны - что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.
Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений. Психологический эксперимент
Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.
Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):
Лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
Естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
Психолого-педагогический – когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
Пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.
Есть и эксперименты по уровню осознанности:
Явный – испытуемый в курсе эксперимента и


методы опроса (анкетирование и интервьюирование)- наблюдение- анализ документов- социальный эксперимент- социальное тестирование- метод экспертных оценок- метод социометрии.


При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.Полученные данные необходимо сопоставлять с результатами эксперимента, данными истории болезни, результатами наблюдения. При использовании метода анкетирования следует учитывать следующие моменты

В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации


Методы сбора социальной информации (выборка, анализ. документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование). Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными

способы получения данных: наблюдение, опрос, професиографирование, моделирование, диагностические методы и др. от лимита времени и технических возможностей опрос производится в форме анкетирования и интервьюирования


Методами изучения фактологического материала могут выступать наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ и имитация. Стандартизированные интервью являются по сути формой анкетирования с присутствием интервьюера.Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) В отличие от других социологических методов социологическое наблюдение имеет две важные особенности.

Методы сбора социологических данных: анализ документов, социологическое наблюдение, опрос, социальный эксперимент. социологическое наблюдение- опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос)


Методы оценки персонала: биографический, интервьюирование, анкетирование, наблюдение, тестирование. Описание: Оценка персонала в компаниях в той или иной мере существует всегда.Методы педагогического исследования - это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и наблюдение сочетается с другими методами исследования (беседы, анкетирование, пр.).

Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.


Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка (приложение 2). Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является Кроме беседы можно использовать метод анкетирования.Метод наблюдения Метод опроса Анкетирование Интервьюирование Наблюдение, его виды, методика проведения * Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение.

определение специфики метода анкетирования- выявление этапов анкетирования- разработка анкеты для подростков ) Выбор способа наблюдения и регистрации данных.


Наблюдение, опрос, тесты, эксперимент и моделирование, как методы исследования в психологии. Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведенияОсновные методы педагогических исследований - опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование) Поэтому результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами. Изучение опыта.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее