тут:

План метода наблюдения в психологии

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследовательской цели. [27] Здесь выделяют группы описательных, корреляционных и каузальных методов. К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографический метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и методы обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью каузальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент.
Тема 2. Метод наблюдения
2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования
Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.
От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели- б) проводится по определенному плану- в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.
Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях: 1) наблюдение как деятельность- 2) наблюдение как метод- 3) наблюдение как методика.
Наблюдение как деятельность относится к некоторым областям общественной практики. Оператор энергосистемы наблюдает за показаниями приборов, дежурный смены проводит осмотр оборудования по определенному плану, врач осматривает больного, следователь наблюдает за поведением подозреваемого и т. п. В отличие от наблюдения как научного метода наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности: наблюдение необходимо врачу для постановки диагноза и уточнения процесса лечения- следователю – для выдвижения и проверки версий и раскрытия преступления- оператору энергосистемы – для принятия решения о распределении потоков электроэнергии.
Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

Применению метода наблюдения предшествует составление плана, где указываются средства сбора информации, сроки исследования, объем финансирования

Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.
Наблюдение как методика (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения. Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения». Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения- б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием- в) способ и форму фиксации результатов наблюдения- г) описание требований к работе наблюдателя- д) описание способа обработки и представления полученных данных.
Объект и предмет наблюдения. Объектом внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность. Объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторяемостью, очень малой или очень большой длительностью психических явлений.
Главная проблема, возникающая при проведении наблюдения, – воздействие присутствия наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдатель должен «примелькаться», т. е. чаще присутствовать в окружающей среде, заниматься каким-либо делом, не акцентировать внимание на наблюдаемом. Кроме того, можно объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, либо заменить человека-наблюдателя регистрирующей аппаратурой (видеокамерой, диктофоном и т. п.), либо вести наблюдение из смежного помещения через стекло с односторонней проводимостью света (зеркало Гезелла). Скромность, такт, воспитанность наблюдателя ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Наблюдения дают исследователю ценный материал, но при использовании этого метода на первый план выступают внешние проявления происходящих процессов без

Существует также прием включенного наблюдения, когда наблюдатель является реальным членом группы. Однако этот прием влечет за собой этическую проблему – двойственность позиции и невозможность проводить наблюдение за собой как членом группы.
Предметом наблюдения могут быть только внешние, экс-териоризированные компоненты психической деятельности:
– моторные компоненты практических и гностических действий;
– движения, перемещения и неподвижные состояния людей (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары);
– совместные действия (группы людей);
– речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя);
– мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
– проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение).
При проведении наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.
Позиция наблюдателя по отношению к объекту наблюдения может быть открытой или скрытой. Включенное наблюдение также можно отнести к разряду открытого или скрытого в зависимости от того, сообщает наблюдатель о факте наблюдения или нет.
Человек-наблюдатель обладает избирательностью восприятия, которая обусловливается его установками, общей направленностью деятельности. Определенная установка активизирует восприятие, обостряет чувствительность к значимым воздействиям, однако излишне фиксированная установка приводит к предвзятости. Общая направленность деятельности может послужить стимулом к переоценке одних фактов и недооценке других (учителя обращают внимание на познавательную деятельность, тренеры – на особенности телосложения, ловкость движений, портные – на покрой одежды и т. п.).
Существует также феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение. Интерпретируя поведение другого человека, наблюдатель переносит на него собственную точку зрения. Индивидуальные характеристики наблюдателя (преимущественная модальность восприятия – зрительная, слуховая и др., способность к концентрации и распределению внимания, объем памяти, когнитивный стиль, темперамент, эмоциональная устойчивость и т. п.) также оказывают значительное влияние на результат наблюдения. Хорошему наблюдателю необходима специальная тренировка наблюдательности, которая позволяет несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.
В зависимости от ситуации выделяют полевое наблюдение, лабораторное наблюдение и спровоцированное наблюдение в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в естественных условиях жизни наблюдаемого, искажения поведения в этом случае минимальны. Данный вид наблюдения очень трудоемок, так как ситуация, интересующая исследователя, мало поддается контролю и поэтому наблюдение чаще всего носит выжидательный характер. Лабораторное наблюдение проводится в более удобной для исследователя ситуации, однако искусственные условия могут сильно исказить поведение человека. Спровоцированное наблюдение осуществляется в естественных условиях, однако ситуация задается исследователем. В возрастной психологии это наблюдение сближается с естественным экспериментом (наблюдение в процессе игры, в ходе занятий и т. п.).
Марина Коновалова: Экспериментальная психология 1 Введение в психологическое исследование 1 Тема 1. Общие вопросы методологического обеспечения психологических исследований 4 1.1. Общее представление о методологии науки 4 1.2.Научное исследование 5 1.3. Основные общенаучные исследовательские методы 8 1.4. Классификация методов психологического исследования 9 Тема 2. Метод наблюдения 10 2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования 10 2.2. Организация психологического наблюдения 11 2.3. Программа наблюдения 11 2.4. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях 12 Тема 3. Вербально-коммуникативные методы 13 3.1. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов 13 3.2. Беседа 15 3.3. Интервью 17 3.4. Анкетирование 18 3.5. Использование вербально-коммуникативных методов в психолого-педагогических исследованиях 21 Тема 4. Метод эксперимента 23 4.1. Общая характеристика психологического эксперимента 23 4.2. Виды психологического эксперимента 23 4.4. Экспериментальные переменные и способы их контроля 24 4.5. Валидность и надежность эксперимента 26 4.6. Экспериментальные выборки 27 4.7. Экспериментальные планы 28 4.8. Корреляционные исследования 31 Тема 5. Психологическое измерение 31 5.1. Элементы теории психологического измерения 31 5.2. Измерительные шкалы 32 5.3. Тестирование и теория измерений 33 Тема 6. Психологическое тестирование 33 6.1. Общая характеристика психологического тестирова


Основные требования к реализации метода наблюдения: - наличие заранее составленного плана наблюдения


В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения особенно вЗадачей метода объективного наблюдения является познание качественных путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в

плану, врач осматривает больного, следователь наблюдает за поведением подозреваемого и т. п. В отличие от наблюдения как научного метода наблюдение


Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам. Недостатки метода наблюденияИспользование методики анкетирования и тестирования, метода наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения производятся каждый раз из

Составьте план наблюдения, предусматривающий вопросы, на Наблюдение как метод научного исследования должно отвечать следующим требованиям


23 метода наблюдения. Наблюдение - это целенаправленное, по предварительно разработанному плануСхема наблюдения за темпераментом школьника. Вариант Пункты плана наблюдений.

Можно выделить несколько оснований для классификации видов метода наблюдения. Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом собственной


Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает в себяНаиболее достоверная информация получается методом наблюдения. свободное интервью - заранее составлен план беседы, подготовлены вопросы.

План статистического наблюдения разрабатывается перед его началом и содержит формы и вида наблюдения, приемов регистрации и методов сбора данных.


План Понятие метода научно-педагогического исследования Уровни педагогических исследований. Наблюдение — метод практического исследования.План наблюдений. Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой.

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним.


Виды наблюдения в педагогике. Требования к наблюдению как методу исследования. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, составляется план наблюдений· планомерности (производится по плану, составленному по задачам наблюдения) Наблюдение как метод познания позволяет получать первичную информацию в виде

Методы теоретического поиска. Сравнительно-исторический анализ. составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы: что


Метод наблюдения относится к эмпирическим методам исследования. В соответствии с задачами составляется план. Затем подбираются средства и методыВ соответствии с целью должен быть определён план наблюдения, зафиксированный в схеме. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку

Общая характеристика наблюдения как метода исследования приводится на схеме 12. Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?


К методу наблюдения предъявляется ряд требований - исходя из цели наблюдения составить план наблюденияМетод наблюдения использовался в социологии уже на эта пе ее становления. Многообразны и трудности субъективного плана. На каче ство первичной информации

В заключении делается вывод о важности метода наблюдения. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме.


Представим план проведения наблюдения за работой Методы и организация педагогического исследования. План В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование

Особенности метода наблюдения: непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения 5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время)


План наблюдений. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему, отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Методы наблюдения. Роль и качества наблюдателя.

Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения. Наблюдение по плану: 1. Общие интересы


- Почему метод наблюдения самый древний? Составьте план самостоятельного знакомства с другими методами.План лекции: 1. Наблюдение как метод исследования в социальной работе. 2. Классификация наблюдений. 3. Особенности проведения наблюдения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее