тут:

Метод наблюдение в социальной психологии

Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности)

В данной научной статье подробно анализируются с позиций социальной психологии теоретические и практические аспекты способов изучения групп. Похожие материалы
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ОБЩЕНИЯ, ВЛИЯНИЕ ИХ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ В ОБУЧЕНИИ
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Социально-психологическое исследование – это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения этих людей в социальные группы (малые, средние и большие). Так же в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп как микро, мезо и макрообъединений людей в рамках общества в целом.
Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется :
использованием в качестве полноправных информационных данных как фактов, свидетельствующих об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов;
социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;
работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).
Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования – это группы людей и общество в целом.
Во-первых, малые группы: совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, – от 2 до 40 человек.
Во-вторых, средние группы: от 40 до 150 человек, – рабочие коллективы, учебные коллективы, жители одного района, одного села и т.д.
В-третьих, большие группы: значительные по своим размерам совокупности людей, занятых какой-либо совместной деятельностью- это общности людей, существующие в масштабах общества, не предполагающие обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, вырабатываются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), религиозные конфессии, партии и общественные организации, возрастные группы (демографические прослойки общества), социально-профессиональные группы и объединения, национально-этнические макрогруппы и т.д., – от 150 человек и до социальной «бесконечности».

Традиционно в исследовательских методах социальной психологии выделяются сбор психологической информации и ее обработка. К методам сбора психологической информации относятся следующие. Наблюдение активно используется, когда

Объект и предмет социально-психологического исследования – это различные социальные явления и феномены : причины и следствия различного рода контактов между людьми проявляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов и/или социальных групп. Эти социальные контакты могут быть как непосредственные (лицом к лицу), так и опосредованные (путём использования средств массовых коммуникаций). Таким образом, комплексный объект и предмет социально-психологического исследования охватывает социально-психологическую проблематику, обусловленную общественной природой человека, его включённостью в его различные социальные группы и общество в целом, а также психологические стороны групповых явлений и процессов. Итак, совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность – личность, личность – малая группа, личность – средняя группа, личность – большая группа и т.д., а так же внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях.
Научное познание всегда опирается на какую-либо методологию. Основной принцип создания методологии – нахождение закономерностей в различных явлениях и процессах. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология – это учение о методах исследования, т.е. – система принципов и способов познания, на которых строится наука. Методология – это сумма методов, основанных на фактах, на выявленных научных закономерностях. Методология психологии – это орудие действенного познания. Методология также является обоснованием использования разнообразных методов.
Метод – это способ познания предмета. Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
В социальной психологии различают четыре уровня исследования : эмпирический, теоретический, методологический и процедурный.
Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.
Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.

Наблюдение является старым методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии

Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных.
Процедурный уровень определяется как система знаний о методах, приёмах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации.
В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.
Методы социально-психологического исследования – это способы познания и установления психологических закономерностей в поведении и деятельности людей.
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы методов: методы исследования и методы воздействия.
Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.
Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках- и исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Как правило, эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, так как эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, выбор объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, определение процедуры опыта, а также приемов обработки результатов. Экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов. Аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: по специфике задачи – научные и практические- по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»)- по характеру экспериментальной ситуации – полевые и лабораторные- по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные эксперименты. Эксперимент в социальной психологии имеет свою уникальную специфику, связанную с неповторимой эмпирической базой (социальной выборкой) экспериментальных исследований – группами людей (например, эксперименты С. Милгрема).
Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью методов и способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий, например, журналы учебной успеваемости обучающихся) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).
Контент-анализ. В основе контент-анализа лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретация исследователем информации, содержащейся в каком-либо информационном источнике или документе. Основные единицы и процедуры контент-анализа. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (ка


Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии).


Наблюдение в социальной психологии – это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности людей)В социальной психологии метод наблюдения издавна используется с целью изучения человеческого поведения, включая групповые процессы. При этом наблюдение применимо как в лабораторных условиях

Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.


Концептуализация же осуществляется при соотнесении теорий и моделей- методы исследования и диагностики — к методам исследования относятся такие методы социальной психологии, как: наблюдениеСоциальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение

Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос.


Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми.Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследовании в области массовых коммуникаций.

Специфика наблюдения, опроса, тестов и экспериментов, применяемых в социальной психологии. Виды наблюдения в социальной психологии. Разновидности социально-психологического опроса.


Главная. Социальная психология. Методы исследований в социальной психологии. Проведение исследований с непосредственным наблюдением за поведением человека или компиляция результатов предыдущих исследований используются при3) четкая заданность единиц наблюдения- 4) четкая фиксация результатов восприятия. В социальной психологии этот метод используется для изучения человеческого поведения, включая групповые процессы.

Классификации методов исследования в психологии. Сравнительная характеристика методов эксперимента и наблюдения. Классификация групп в социальной психологии. Социально-психологический «портрет» современного руководителя.


Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тестыОсновными исследовательскими методами в социальной психологии - как и в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент.

Введение в социальную психологию. Краткое содержание главы Предмет и структура социальной психологии. Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым


14. метод наблюдения: понятие, история становления метода, сфера применения в социально психологии. Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский методРазличают обычное наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и «включенное» наблюдение, когда исследователь «вживается» в изучаемую среду и анализирует события «изнутри». В социальной психологии часто применяются такие

Предметом соц-псих. наблюдений являются вербальные и невербальные акты поведения человека, группы или нескольких групп в Применяется в социальной психологии чаще всего при исследованиях в области социальной коммуникации.


Метод скрытого наблюдения в психологии применяется тогда, когда Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когдаХарактеристика основных методов психологии. Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность 4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной. Анкетирование - метод социально-психологического исследования

В социальной психологии существуют такие предметные области, где. Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.


Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода. Отличия научного наблюдения от обыденного: 1) целенаправленность- 2)Наблюдение является "старым" методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии

Наблюдение как метод социальной психологии. Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в Проблема личности в социальной психологии. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности


В социальной психологии различают теоретическую и практическую части. Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии 12. Наблюдение как метод социальной психологии.«Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании». Наблюдение – древнейший метод познания. Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соц.сетях:

Похожее